Оптина пустынь

Наконец-то мы вырвались из скованной пробками,суетливой Москвы. И душа полетела над полями, лесами, реками, словно над землей. Там, позади, остались нерешенные проблемы, неоконченная работа, долги, неразделенная любовь. И хорошо,что Вы уехали!Потому что когда вернетесь,все будет совсем по-другому!

Как сотрудника паломнического центра меня часто спрашивают кому из святых можно помолиться о помощи в конкретных проблемах,куда лучше поехать в паломничество в первый раз. На первый вопрос я получила ответ у иеромонаха. Молиться можно любому святому, в любой ситуации. Он поможет. Просто из нашего человеческого опыты мы делаем выводы , какому святому в каких обстояниях молиться. Все святые угодники нас слышат. Особенно, если мы молимся в храмах, святых местах или предпринимаем паломнические труды,чтобы помолиться на месте,связанном с тем или иным святым,у чудотворной иконы,у мощей.

Что касается вопроса,куда поехать первый раз,могу сказать,что первая любовь все равно самая сильная. Ваши первые впечатления останутся самыми яркими на всю жизнь. Ведь паломничество — это особое состояние души. Состояние открытое для воздействия благодати, для впитывания истинно исцеляющей вечной Божией любви. Возможность остро,чуть ли не физически почувствовать умиротворение,выше которого может быть только райское блаженство. Как правило люди которые едут к святыне настроены именно так. Поэтому после поездки возникает ощущение , что время пролетело мгновенно, даже обострившиеся болезни входят в ремиссию , наступает обновление мыслей, чувств, как будто перед Вами открылись новые возможности, новые выходы из ситуации,новые горизонты. И наступает удивление, как это я раньше этого не замечал, не додумался. Но это и есть чудо по нашим молитвам. Господь открывает путь, перекидывает для нас мостик через пропасть. Сами мы , без божьей помощи не смогли бы эту пропасть перешагнуть. Так и жили бы ощущая себя в тупике и в окружении неразрешенных проблем. Получилось так,что моя первая паломническая поездка была в Оптину пустынь. Было много других замечательных поездок,новых открытий. Но этот маршрут остался самым любимым.

Монастырь Оптина пустынь — это сердцевина русской земли. Это место,где начиналось воцерковление многих людей. Это место любили и почитали замечательные люди. Сюда к старцам приезжали И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); поэт В. А. Жуковский (1852); славянофилы: А. С. Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); поэт Ф. И. Тютчев (1873); писатель И. С. Тургенев (1883); акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; акад.  С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; поэт князь П. А. Вяземский (1878); известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода (человек святой жизни: непрестанно молился, носил вериги, со своей женой, графиней Г. Толстой (1889), всю жизнь договоренности жили, как брат с сестрой); писатели А. К. Толстой (1875) и Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); композитор П. И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын оптинских старцев. Петр Ильич иногда в письмах к брату глубоко воздыхал, что не может вместе с ним отправиться ставшую для него родной Оптину Пустынь); Н. Г. Рубинштейн (1881), основатель и первый директор Московской консерватории; графиня А. И. фон дер Остен-Сакен (1841), урожденная Толстая, воспитательница до 13 лет писателя графа Л. Н. Толстого, праведница, святой жизни; почти все Гончаровы (родственники А. С. Пушкина по жене Н. Н. Гончаровой); поэт А. М. Жемчужников (1908); государственный и общественный деятель, писатель И. Филиппов (1899); министр народного просвещения А. С. Норов (1871); А. И. Апухтин (1893), поэт, литературный критик; М. А. Максимович (1873), проф. МГУ; А. Н. Муравьев (30 авг./12 сент. 1874), духовный писатель, богослов и историк; философ Д. Юркевич (1874); знаменитый герой войны 1812 г. генерал И. П. Кульнев (1812); критик Н. Н. Страхов (1896); В. И. Аскоченский (1879), писатель, историк, издатель; С. А. Бурачек (1876), кораблестроитель, математик, публицист, издатель; В. С. Соловьев (31 июля/13 авг. 1900), религиозный философ, поэт; философ К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель и великий ересиарх; Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; дети К. Р. — Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара — игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./ 12 февр. 1931), новомученик; духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); поэт С. А. Есенин (1925); известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек Шамординского монастыря; М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан — еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; К. Э. Циолковский (1935); Л. В. Чижевский (1929); граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик. Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; архим. Серапион (Машкин; 20 февр./5 марта 1905), философ; иером. Даниил (Болотов), иконописец, портретист, член Петербургской Академии живописи; иером. Алексий (Виноградов; 13/26 мая 1919), выдающийся синолог, знаток Китая (чтобы изучить собранные им китайские рукописи Оптину пустынь посетил академик Н. И. Кондрад).

Приезжали в Оптину многие иностранцы: была одна африканская царевна; сенатор Н. О. Тизенгаузен (лютеранин). Да и многие иностранцы принимали cв.Православие здесь.

Любила Оптину Пустынь и бывала здесь прмц. Великая Княгиня Елисавета (5/18 июля 1918), настоятельница Марфо-Мариинской обители. Духовник обители прот.Митрофан (архимандрит Сергий (Серебрянский), исповедник, 23 марта/5 апр. 1948 г.) был духовным сыном прп. Анатолия Оптинского, Младшего (30 июля/12 авг. 1922). Оптинские старцы были хорошо известны Императору Николаю II и Его Семье. В Оптине после октябрьского переворота 1917 г. жил несколько лет личный врач Императора А. В. Казанский, служивший прежде на императорской яхте «Штандарт»; после побега из плена он с любовью лечил оптинских монахов.

Бывали в Оптине И. М. Концевич своей женой Е. Ю. Концевич (в монашестве Нектария; 6/19 марта 1989), известные деятели духовной жизни русской эмиграции. Посещал обитель и известный религиозный философ В. В. Розанов (24 янв./6 февр. 1919), изменивший в значительной степени свои взгляды в сторону церковности именно под влиянием общения с Оптиной.

Большинство из вышеназванных лиц не просто посещали монастырь, а были духовными чадами оптинских старцев, разнося свет Оптиной по всей стране. В 20-х годах у стен Оптиной пустыни жили художник Л. А. Бруни (1948) с женой Н. К. Бруни (Бальмонт); Бальмонт Е. А.; М. Ф. Мансурова (Самарина); поэтесса Н. А. Павлович (18 февр./ 3 марта 1980); Г. В. Чулков (1939); А. Рещикова (Угримова), переводчица трудов В. Н. Лосского. Вокруг Льва Бруни в  монастыре (уже после его официального заткрытия — декрет СНК от 23 янв. 1918 г.) складывается своего рода художническое братство — «коммуна пастухов всемирного искусства», которую власти отказались регистрировать. В этот же период сюда приезжали художники Е. Татлин, П. Львов, В. Киселев, Н. П. Ульянов. Дважды бывала здесь поэтесса Анна Ахматова (1966). Многократно посещали обитель С. Н. Дурылин (1954), писатель, известный искусствовед; Михаил Чехов (1955), великий актер, режиссер, руководитель 2-го МХАТа; С. И. Фудель (1977), духовный писатель, исповедник; писатель И. С. Соколов-Микитов (1975); П. В. Митурич.

В конце 1927 или в начале 1928 г. к старцам приезжали Г. К. Жуков (1974), в будущем великий русский маршал, и Г. М. Маленков, впоследствии Председатель Совета Министров СССР.

Уже в 60–70-х годах поклониться могилам оптинских старцев приезжали скульптор С. Т. Коненков, академик Г. Петровский, ректор МГУ.

После возвращения монастыря Церкви в 1988 г. оптинским святыням приезжали поклониться очень многие писатели: В. Распутин, В. Белов, В. Солоухин, В. Ганичев, И. Золотусский, А. Солженицын — всех и не перечислить.

В этом святом месте жили и подвязались великие русские святые, новомученики Оптинские и подвижники благочестия. Все они духовно пребывают в Оптиной пустыне и теперь. В 2003 году 17 апреля паломникам из Тулы было явление инока Ферапонта. Об этом снят фильм,где очевидцы рассказывают об этом явлении. Здесь, в Оптиной стирается грань между этим миром и горнем. Постоянно,в нашем паломническом центре мы получаем свидетельства о помощи в житейских делах, об исцелениях, о решении судьбоносных проблем после паломнических поездок.

Одна женщина, записываясь в поездку спросила, живы ли Старцы, принимают ли они людей?

Конечно живы и принимают. Ведь у Бога все живы. Старцы так же слышат наши вопросы, наши молитвы, как если бы принимали. Именно поэтому из года в год люди едут сюда за советом. Служат в Оптиной и исповедуют духовно опытные отцы, продолжая своим служением Оптинские традиции.

Красота дороги такая, что захватывает дух. Испытываешь чувство полета,так как местность холмистая, то взмываешь вверх, то спускаешься в долину. А вокруг просторы,которые взгляд не в состоянии охватить. По дороге — монастырь Тихонова пустынь, монастырь Спаса на Угре(находится между небом и землей), любимое Клыково (где находится могилка матушки Сепфоры),Шамордино-все такое родное, но каждый раз приезжаешь как впервые.
Каждый раз открывается что-то новое. Обязательно какое-то неординарное событие. Как буд-то говорят: «мы так ждали тебя, мы так рады тебе». Где еще такое почувствуешь и где еще Вас будут так ждать? Человек не бывает совсем один. Он всегда с Богом. Поэтому в паломнической поездке одиноким, нелюбимым, заброшенным, несчастным себя никто никогда не чувствует. Куда бы Вы не приехали в Оптину, в Дивеево, в Псково-Печерский монастырь, на Валаам, Вы поймете как Вам там рады. Выбирайте, куда душа лежит. Посоветуйтесь с батюшкой. Лучше всего взять на поездку благословение.

Желаем Вам множества паломнических дорог и тропинок, которые помогут Вам увидеть не тот иллюзорный мир со своими навязанными нам сомнительными ценностями, а мир истинный и вечный,который является стержнем для человека, его собственным образом мира.

Присоединяйтесь к нашей поездке в Оптину пустынь...